Основы техники вождения автомобиля.

Первые шаги за рулем очень важны - это фундамент всего последующего обучения. Поэтому соблюдайте строгую последовательность действий при выполнении упражнений. Главное, особенно, в первые занятия, не пытаться делать упражнения слишком быстро, наоборот все движения должны быть четкими и плавными.

В процессе изучения этой темы вы должны научиться управлять скоростью автомобиля и контролировать его траекторию. Обучение проводится только на закрытой площадке.

Чтобы научиться управлять скоростью автомобиля, необходимо отработать следующие действия: плавное начало движения автомобиля с места, движение по прямой траектории, остановку автомобиля различными способами торможения.

Начало движения и остановка

Перед началом движения надо четко себе представлять, как остановить движущийся автомобиль. Для этого нужно повторить упражнение "Начало движения и остановка".

Далее необходимо проверить готовность автомобиля к движению (показания приборов, нейтральное положение рычага КП), после чего можно запустить двигатель.

Для тренировки трогания автомобиля с места необходимо упражнение "Начало движения и остановка". В этом упражнении необходимо научиться плавно перемещать автомобиль на расстояние до двух метров.

Упражнение "Начало движения и остановка"

  1. Нажать сцепление (раз).
  2. Включить 1-ю передачу (два).
  3. Нажать газ (малый) и опустить стояночный тормоз (три).
  4. Плавно отпускать сцепление до момента начала движения (четыре - пять).
  5. Как только автомобиль медленно начнет движение нажать сцепление и отпустить газ (раз).
  6. Нажать плавно на педаль тормоза и остановить автомобиль (два).
  7. Выключить 1-ю передачу и отпустить сцепление (три).
  8. Затормозить автомобиль стояночным тормозом и отпустить педаль тормоза (четыре).

Рекомендации:

  • после уверенного выполнения упражнения можно увеличить расстояние движения;
  • при трогании,  когда машина медленно начинает движение, целесообразно немного задержать педаль сцепления (момент соединения дисков сцепления), и только затем полностью плавно отпустить педаль сцепления;
  • на начальном этапе тренировки после остановки можно не выключать рычаг КП и исключить стояночный тормоз;
  • послушать работу двигателя на малом (для трогания на ровном месте), среднем (для трогания на подъем) и большом (двигатель без нагрузки "ревет" - в дальнейшем не допускать!) газу.

Научившись уверенно трогаться с места, освоив медленное движение и остановки можно перейти к следующим упражнениям.

Упражнение "Движение по овалу"

 Это упражнение научит вас контролировать траекторию автомобиля. Перед началом движения нужно обозначить радиус поворота автомобиля. Движение осуществляется следующим образом: на самой малой скорости (1-я передача) начать движение вокруг ограничительных стоек по большому радиусу. После освоения поворотов большого радиуса постепенно уменьшайте до минимального радиус поворота. Рекомендации:

  • располагайте свой взгляд не перед капотом автомобиля, а дальше вперед по ходу движения, обычно это условная точка в середине полосы движения, в которой водитель хочет оказаться через несколько секунд, и которая постоянно передвигается вперед со скоростью автомобиля;
  • при движении необходимо, чтобы середина полосы движения совпадала с серединой автомобиля;
  • руль следует поворачивать плавно, без рывков;
  • при отклонении от прямой корректируйте траекторию движения, вращая руль одной рукой, причем при корректировке делайте паузу, подождите, когда автомобиль изменит свое положение на дороге, чтобы не перекручивать руль больше чем нужно для выравнивания автомобиля;
  • начинайте возвращать руль в среднее положение после прохождения 2/3 дуги поворота, т.е. несколько раньше, чем автомобиль выедет на прямую траекторию.

Типичные ошибки:

  • взгляд направлен в зону перед капотом автомобиля;
  • нарушение координации рук при вращении руля;
  • резкие повороты руля;
  • при выходе из поворота автомобиль "виляет", прежде чем начинать движение по прямой;
  • отклонение от прямолинейного движения;
  • отпускание руля для самовозврата.

Упражнение "Движение по квадрату". В этом упражнении необходимо научиться контролировать траекторию автомобиля. Рекомендации:

  • располагайте свой взгляд не перед капотом автомобиля, а дальше вперед по ходу движения, обычно это условная точка в середине полосы движения, в которой водитель хочет оказаться через несколько секунд, и которая постоянно передвигается вперед со скоростью автомобиля;
  • руль следует поворачивать плавно, без рывков;
  • при отклонении автомобиля от прямой траектории движения, корректировать ее вращая руль одной рукой;
  • начинайте возвращать руль в среднее положение после прохождения 2/3 дуги поворота, т.е. несколько раньше, чем автомобиль выедет на прямую траекторию.

Типичные ошибки:

  • взгляд направлен в зону перед капотом автомобиля;
  • нарушение координации рук при вращении руля;
  • резкие повороты руля;
  • при выходе из поворота автомобиль "виляет", прежде чем начать движение по прямой;
  • отклонение от прямолинейного движения;
  • отпускание руля для самовозврата.

Маневрирование в ограниченных проездах

В процессе изучения этой темы вы овладеете навыками технически правильного выполнения различных поворотов, маневрирования на участках различной ширины, глазомерной оценки габаритов автомобиля и ограниченных проездов.

Чтобы уверенно управлять автомобилем в ограниченном пространстве, водитель должен хорошо чувствовать габариты автомобиля и представлять себе траекторию движения автомобиля. Это достигается многократными тренировками упражнений по фигурному вождению, которые позволяют научиться маневрировать и чувствовать габариты автомобиля, а также довести до автоматизма навыки вращения руля и работу педалями.

Все упражнения необходимо тренировать до уверенного выполнения. Упражнение можно считать отработанным, если в течение 10 его повторов не было ошибок.

Фигурное вождение. Фигурное вождение автомобиля проводится на закрытой площадке размером не менее 80 х 20 м.

Упражнение "Габаритные ворота". В этом упражнении необходимо проехать ворота на малой скорости, не задевая стоек, постепенно уменьшая зазор до 5-10 см с каждой стороны. Если упражнение легко удается, можно его усложнить, уменьшив зазор до минимума и несколько увеличив скорость.

Упражнение "Остановка у стоп - линии". В этом упражнении необходимо научиться плавно тормозить и останавливать автомобиль в заданном месте так, чтобы его передний бампер коснулся линии между воротами.

Упражнение "Змейка" симметричная. В этом упражнении необходимо проехать на малой скорости, не задевая стоек, постепенно уменьшая зазор до 5 - 10 см с каждой стороны от бокового зеркала заднего вида. При объезде стойки следует контролировать расстояние от стойки до заднего крыла автомобиля.

Упражнение "Змейка" асимметричная. В этом упражнении необходимо проехать на малой скорости, не задевая стоек, постепенно уменьшая зазор до 5 -10 см с каждой стороны. На начальном этапе упражнения соблюдать интервал 0,5 м до стойки. При объезде учитывать, что радиус поворота задних колес меньше радиуса поворота передних колес, и контролировать расстояние от стойки до заднего крыла автомобиля.

Упражнение "Черепаха" (движение по овалу). В этом упражнении необходимо отработать медленное движение автомобиля (ползет). Минимальное расстояние перемещения автомобиля не более 0,5 м.

Рекомендации:

На начальном этапе упражнения малый газ держать постоянно, регулируя скорость движения сцеплением (отпускать сцепление до начала движения и сразу нажимать в пол до упора).

Типичные ошибки:

  • большой газ, и резкое отпускание сцепления.

Упражнение. "Заезд в ворота". В этом упражнении необходимо заехать в ворота на малой скорости, не задевая стоек. На начальном этапе можно останавливаться перед заездом и двигаться по 1 м с остановками автомобиля во время поворота.

Упражнение. "Парковка автомобиля и выезд с парковки". В этом упражнении необходимо научиться парковать машину в заданном месте и очень медленно (автомобиль ползет) выезжать с места парковки из-за препятствия. Рекомендации:

  • как только машина сдвинется оборот руля;
  • возвращать руль обратно, когда переднее крыло поравняется со стойкой;
  • после объезда стойки расположить автомобиль в середине ряда;
  • контролировать зазор между стойкой и задним крылом автомобиля. Типичная ошибка:
  • повышенная скорость.

Упражнение "Парковка у тротуара". В этом упражнении необходимо научиться парковать автомобиль у тротуара на расстоянии 15-20 см.

Упражнение "Колея". В этом упражнении необходимо на малой скорости наехать правыми или левыми колесами на препятствие (4 пластиковые бутылки 0,33л).

Упражнение "Движение с переключением передач 1-2-Н-2" (движение по овалу). В этом упражнении необходимо отработать переключение передач 1-2-Н-2, движение накатом перед остановкой, регулирование скорости педалью газа, остановку в заданном месте.

Рекомендации:

При переключении передач не надо прилагать больших усилий к рычагу, следует плавно переключать передачи (на счет "раз" - Н, на счет "два" - следующая передача). От усилия, прикладываемого к рычагу, мало что зависит, разве что срок службы коробки передач.

Упражнение "Преодоление препятствий". В этом упражнении необходимо отработать преодоление вертикальных препятствий высотой не более 10 см и ям глубиной не более 10 см.

Рекомендации:

  • изучить правила и приемы преодоления препятствий;
  • очень медленное движение автомобиля.

Упражнение. "Начало движения на подъем". В этом упражнении необходимо научиться трогаться с места без скатывания машины назад более чем на 20 см. При подготовке к упражнению необходимо установить автомобиль на уклоне крутизной не менее 16%. Навык трогания с места на подъеме необходимо отработать с использованием ручного и ножного тормоза.

Упражнение "Начало движения на подъем".

  1. Нажать сцепление (раз).
  2. Включить 1-ю передачу (два).
  3. Нажать газ (средний) и нажать фиксатор ручного тормоза (три ).
  4. Плавно отпускать сцепление и одновременно опустить рычаг (четыре - пять).

Рекомендации:

  • не задерживать педаль сцепления, даже при откатывании машины назад.

Типичные ошибки:

  • увеличение газа до большого (двигатель "ревет").
  • медленное отпускание педали сцепления.

Движение задним ходом

Приобретение навыков управления автомобилем при движении задним ходом рекомендуется начинать только после приобретения навыков движения вперед.

При движении задним ходом наблюдать за обстановкой лучше через заднее стекло автомобиля.

Упражнение "Движение по овалу задним ходом". В этом упражнении необходимо научиться контролировать траекторию автомобиля. После уверенного выполнения упражнения можно усложнить задачу и выполнить задним ходом змейку (Упражнение).

Рекомендации:

  • располагайте свой взгляд дальше вперед по ходу движения, обычно это условная точка в середине полосы движения, в которой водитель хочет оказаться через несколько секунд, и которая постоянно передвигается вперед со скоростью автомобиля;
  • при движении по прямой левую руку располагать на руле в точке 12 (по циферблату часов);
  • поворачивать руль в ту же сторону, куда необходимо направить заднюю часть автомобиля.

Типичные ошибки:

  • затруднения при выборе направления вращения руля;
  • не контролируется траектория автомобиля.

Упражнение "Заезд в бокс задним ходом". В этом упражнении необходимо отработать заезд в бокс задним ходом с правой и левой стороны.

Выполнение упражнения нужно разбить на три этапа.

  1. Поставить автомобиль под углом менее 45° к линии середины бокса так, чтобы задний бампер касался линии ворот и на расстоянии 25-30 см от ближайшей стойки.
  2. Совместить линии середины бокса и середины автомобиля и выровнять руль (колеса прямо).
  3. Заехать в бокс и остановиться за линией ворот на 10-15 см.

Рекомендации:

  • регулировать скорость движения сцеплением;
  • на втором этапе начинать вращать руль в исходное положение (колеса прямо) только после совмещения линий середины бокса и автомобиля;
  • внутри бокса не корректировать траекторию движения, а лучше выехать из бокса вперед по прямой, до совмещения линий середины бокса и автомобиля, и повторить заезд,
  • при выезде из бокса контролировать расстояние от стойки до автомобиля(рис.41).

Типичные ошибки:

  • большая скорость;
  • на 1-м этапе расстояние до ближайшей стойки больше 20 см;
  • на 2-м этапе автомобиль находится не в середине бокса;
  • на 3-м этапе корректировка траектории автомобиля внутри бокса.

Упражнение "Парковка автомобиля у тротуара задним ходом".

В этом упражнении необходимо заехать задним ходом между автомобилями параллельно бордюру. Выполнение упражнения нужно разбить на три этапа.

  1. Поставить автомобиль параллельно на расстоянии 0,5 м от стойки до автомобиля.
  2. Направить середину автомобиля в направлении дальней стойки (контроль через зеркало заднего вида в салоне) на расстоянии 0,5 м от ближайшей стойки, и затем выровнять руль в исходное положение (колеса прямо).
  3. После касания задним левым крылом линии между стойками необходимо повернуть руль до упора в крайнее положение и совместить линию крыла автомобиля и линию между стойками. Руль после остановки оставить в крайнем положении.

Рекомендации:

  • скорость очень маленькая (автомобиль ползет);
  • регулировать скорость движения сцеплением;
  • на втором этапе быстро поворачивать руль в сторону смещения капота до исходного положения (колеса прямо), только после направления середины автомобиля на дальнюю стойку;
  • на третьем этапе руль не выравнивают в исходное положение.